Олимпийская система
В турнирах по олимпийской системе (или с выбыванием) проигравшие партию (или матч) игроки выбывают из дальнейшей игры. Все массовые турниры до конца XIX века разыгрывались по этой системе.
Олимпийская система обычно применяется при большом числе участников, когда игру надо завершить в очень короткие сроки. В идеале, система применяется для числа команд (участников) кратных степени 2-м (4, 8, 16, 32, 64 и т.д.). Если участников будет больше или меньше, то некоторым из них придется сыграть на один тур больше. «Жесткость» системы заключается в необходимости определения выбывающих после каждого тура. Встречаются следующие варианты решения этой проблемы судьями.
1. Зачет ничьей при игре белыми как поражение.
2. Игра с контролем времени на всю партию без доигрывания.
3. Выбывание в случае ничьей из игры по жребию.
4. Дополнительные партии с коротким временем игры до первой победы (например, блиц по 5 минут).
Соревнование продолжается до выявления двух участников, разыгрывающих в финальной встрече I-II места. При этом остальные места либо не определяются, либо определяются условно. Первое упоминание о турнире по олимпийской системе относится к 1575 г. (Мадрид). Победитель - Леонардо.
К крупным недостаткам олимпийской системы следует отнести: отсутствие квалификационного значения и выбывание после 1-го тура.
Олимпийская система с 2-мя выбываниями
Она применяется для исключения выбывания сильных игроков после первых туров ввиду вероятности встречи 2-х самых сильных в первых турах соревнования. При этой системе проигравшие в туре верхней части таблицы играют на 1-2 игры - больше. Стартовые места в такой сетке розыгрыша обязательно определяются среди участников жеребьевкой. В первом туре меньший номер играет белыми. В последующих турах необходимо следить за чередованием цвета фигур играющих. Для чемпиона, призеров или старших по званию возможно включение в игру со II тура и т.п.