Шахматные поддавки
Шахматные поддавки - оригинальный вариант игры, так называемые "обратные шахматы", цели игры прямо противоположны классическим шахматам. Общее название всех видов шахматных поддавков в английском языке - antichess.
Самые распространенные виды шахматных поддавков:
- игра до полного уничтожения фигур и пешек, со взятием королей (suicide chess);
- без взятия королей, с шахами и матом (losers);
- игра до момента отдачи короля или получения мата.
Общии для всех модификаций являются следующие правила:
- в отличие от шахмат, взятия обязательны;
- если у игрока при его очереди хода есть несколько вариантов взятий, он выбирает один из них по своему усмотрению.
Рассмотрим правила наболее популярных модификаций шахматных поддавков – suicide и losers. Часто вариант suicide называют giveaway (либо в варианте giveaway добавляется возможность рокировки).
Шахматные поддавки suicide – правила игры
В данном варианте игры проигрывает игрок, сделавший последний ход. Т.е. победа присуждается тому игроку, который не имеет ходов. Частный случай – все фигуры данного игрока срублены.
Главная особенность шахматных поддавков в варианте suicide состоит в том, что король лишён особого статуса:
- отсутствуют понятия шаха, мата, связки и т.п.;
- рокировки невозможны;
- пешки, достигнув последней горизонтали, могут превращаться в любые фигуры, в том числе и в королей.
В шахматных поддавках типа "suicide" распространенные в шахматах ходы 1. е4 и 1. d4 форсированно проигрывают:
1. е4? b5! 2. С:b5 Kf6 3. C:d7 К:е4
если 4. С:с8 K:d2 5. C:d2 Ф:d2 6. Ф:d2 Ка6 7. C:a6 Лс8 8. С:с8 f5 9. C:f5 Лg8 10. C:h7c5 11. C:g8 еб 12. С:еб с4 13. С:с4 аб 14. С:а6 g5 15. Ф:g5 Kpd8 16. Ф:d8 Ce7 17. Ф:е7#
если 4. С:е8 Ф:d2 5. Ф:d2 (5. C:f7 Ф:с1 6. Ф:с1 K:f2 7. Kp:f2 Лg8 и т. д.) 5... K:d2 6. Kp:d2 Лg8 7. C:f7 c5 8. C:g8 g6 9. C:h7 e5 10. C:g6 e4 11. C:e4 Kc6 12. C:c6 Cb7 13. C:b7 Лс8 14. C:c8 а6 15. C:a6 c4 16. C:c4 Ca3 17. K:a3#.
Еще проще черные выигрывают при ходе ферзевой пешки:
1. d4? е5! 2. de Фg5! 3. Ф:d7 C:d7 4. C:g5 Kpd8 5. C:d8 а6 6. С:с7 Ла7 7. С:b8 b6 8. С:а7 а5 9. C:b6 g6 10. С:а5 Сb4 11. С:b4 Ке7 12. С:е7 Лf8 13. C:f8 h6 14. C:h6 g5 15. C:g5 f6 16. C:f6 Ch3 17. K:h3#
Форсированно проигрываю и первые ходы белых: h4, f4, d3, Кf3, Кc3.
Кроме того, существует подвид правил suicide, где в случае пата (отсуствия возможности очередного хода) побеждает игрок с наименьшим числом оставшихся фигур. Данные правила не следует считать серьезной альтернативой классическим, где выигрывает сторона, не имеющая возможности сделать очередной ход.
Шахматные поддавки losers – правила игры
Победа игроку в данной модификации присуждается в следующих случаях:
- отданы все фигуры и пешки, кроме короля;
- данному игроку поставлен мат или пат.
В отличие от шахматных поддавков suicide, в данном варианте игрок, которому объявлен шах, обязан от него защититься, т.е. защита от шаха имеет более высокий приоритет, чем взятие.
Шахматные поддавки losers - игра менее популярная, чем вариант suicide, однако, на наш взгляд, более глубокая и интересная, с большими возможностями совершенствования стратегии. Именно в улучшении стратегического понимания шахматных поддавков losers кроется ключ в победе над компьютерной программой, которая исключительно хорошо владеет тактическими приемами.
* * *
Кроме того, возможно объединение правил игр suicide и losers в отдельную игру "kamikaze" (неофициальное название), в которой сначала игра идет по правилам losers, а в конце требуется отдать и короля. Такие правила шахматных поддавков были очень распространены в СССР. Однако, подобный синтез имеет большой недостаток - слишком много позиций возникает в конце игры, где последнего короля отдать очень проблематично.
Стратегия шахматных поддавков
Для всех видов поддавков очень важна маневренность фигур. Кратко: чем больше фигур и чем меньше пешек - тем лучше (кроме случаев форсированного проигрыша). Поэтому большой ошибкой новичков является стремительная отдача фигур в начале партии - в этом случае в будущем их ожидают большие проблемы с собственными малоподвижными пешками.
Если коснуться тактики шахматных поддавков, то грубой ошибкой является нападение на незащищенную фигуру противника (а также на фигуру, которая может лишиться защиты следующим ходом) - почти всегда это приводит к форсированному поражению.
Также ошибкой, как правило, является наличие собственных дальнобойных фигур (ферзь, ладья, слон) на полностью открытых линиях - это позволяет противнику строить различные варианты форсированной отдачи фигур. Лучше держать дальнобойные фигуры под прикрытием, особенно слонов.