Главная | Регистрация | ВходСуббота, 23.11.2024, 23:46
Звёздный  Легион
персональный сайт учителя физики МБОУ СОШ № 3 с. Александров-Гай
Цапова Олега Владимировича
Халма (уголки)Приветствую Вас Гость | RSS
Запуск: 3.07.2011

Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа

Халма (уголки) 

 

Халма - настольная логическая игра, в упрощенной форме известная как "уголки", приобрела свой современный вид в 80х годах 19 века. В эту игру можно играть вдвоем, втроем и вчетвером. В переводе с греческого "халма" означает "прыжок".

Существует несколько разновидностей этой игры. Например, американская игра "китайские шашки" не является ни китайской, ни шашками – она является модифицированным вариантом халмы, только в отличие от первой, играемой на квадратной доске, играется на шестиконечной звезде и число игроков в ней варьируется от двух до шести (запатентована в США в конце 19 века как Хоп-чин шашки). В Европе эта игра была известна под именем "звездная халма" (Stern-Halma). Сейчас наиболее распространенное название данной разновидности "китайские шашки" (Chinese checkers).

          

Однако, традиционно в игре халма два соперника и борьба проходит на квадратной доске 8х8 или 10х10 клеток.

Дом в уголках (халме)

Территория, на которой фишки (камни) занимают начальное положение, называется дом (иногда "двор") и может иметь несколько вариантов. Камни двух противников (по 10 для каждого для игры на доске 8Х8) располагаются треугольником 1-2-3-4 (e1h4h1) в противоположных углах (свои камни - в правом нижнем углу, камни противника - в левом верхнем). В игре уголки первоначальное расположение фишек - в виде прямоугольника 3х4, в мини-уголки - 3х3.

          

Как играть в уголки

Цель игры - переместить свои камни в дом противника. Традиционно, игрок в халму, который заводит свои камни в дом противника, сразу же получает победу.

В разновидности игры "уголки" черные имеют право сделать еще один ход после выполнения белыми своей цели; в случае когда черные этим ходом полностью завершают миссию (заводят все камни в дом соперника), партия заканчивается вничью. В современной халме чаще всего применяется это же правило в целях исключения серьезного преимущества первого хода белых.

Перемещение камней

Ход выполняется следующим образом. Игрок может переместить свой камень в соседнюю пустую клетку в любом направлении.

Игрок также может своим камнем перепрыгнуть как свой, так и камень противника и встать в следующую за ним пустую клетку. За один прыжок можно перепрыгнуть только через один камень. Если после прыжка опять появляется возможность совершить прыжок, то игрок может это сделать. Таким образом за один ход можно одним камнем выполнить несколько прыжков.

В халме прыгать и перемещаться можно по горизонтали, вертикали и диагонали. В игре уголки ходить по диагонали нельзя. Однако, иногда применяется вариант игры в уголки с возможностью ходов по диагонали.

Существует распространенное мнение, что уголки - это игра двенадцатью шашками (3х4) на доске 8х8. Это не так. Данная игра в силу слишком малого свободного пространства быстро превращается в фарс. Игроки, вместо того чтобы вести свои шашки в дом, пытаются всячески блокировать чужие шашки в разных частях доски, не давая противнику никакой возможности следовать главной цели игры.

Поэтому существует только три основных вида уголков: халма 8х8 (с расстановкой 1-2-3-4), халма 10х10 (расстановка 1-2-3-4-5) и мини-уголки (3х3). Именно в этих видах максимально проявляется спортивная составляющая игры уголки - возможность долгосрочного совершенствования.

Темповое число в уголках (аналог пипсов в нардах) – показывает суммарное число ходов всех фишек до противоположного угла без учета ходов по диагонали. Темповое число служит для упрощения оценки позиции: у кого оно меньше, у того чаще всего позиция ближе к победе.

Завершение игры в уголки (халму)

В случаях, когда один из игроков выполнил цель игры (построил дом), игра завершается на этом ходу. Проверка построения дома проводится после хода черных. Если в этот момент оба построили, то ничья.

Дополнительно существует два этапа принудительного окончания игры:
1 – проверка покидания дома (без диагональнеого хода на доске 8х8 - 40 ходов, на доске 10х10 - 60 ходов; с возможностью ходить по диагонали отсечка уменьшается на 10 ходов)
2 – проверка темпового числа (на доске 8х8 - 80 ходов, на доске 10х10 - 120 ходов)

После окончания 1 этапа идет проверка, все ли фишки покинули свой дом: если оба игрока имеют оставленные в своем доме камни - фиксируется ничья; если только один игрок – он получает поражение; если оба игрока успели вывести - игра продолжается.

После окончания 2 этапа игра в любом случае заканчивается. У кого меньше темповое число, тот выиграл, при равенстве – ничья.

Принудительное окончание игры необходимо в целях ухода от бесконечных партий, когда игроки не следуют прямой цели игры, а пытаются путем определенных маневров задержать фишки соперника.

Российское образов
Федеральный портал "Российское образование"

Архив записей

Поиск


Персональный сайт Цапова О. В. © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz