Главная | Регистрация | ВходСуббота, 23.11.2024, 23:48
Звёздный  Легион
персональный сайт учителя физики МБОУ СОШ № 3 с. Александров-Гай
Цапова Олега Владимировича
Шашки ЧапаеваПриветствую Вас Гость | RSS
Запуск: 3.07.2011

Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Форма входа

Шашки Чапаева 

 

Шашки Чапаева – советская настольная игра, получившая название по фамилии героя Гражданской войны Василия Ивановича Чапаева. Для игры нужны комплекты шашек и шахматно-шашечная доска.

Игра "шашки Чапаева" не имеет ничего общего с личностью Чапаева или особенностями игры в шашки. В данном случае шашки являются всего лишь реквизитом, а сама игра родственна бильярду. Игра широко известна у многих поколений людей, "рожденных в СССР", и является своего рода культурным феноменом: на протяжении многих лет память о смутных временах Гражданской войны сохраняется в виде этой достаточно необычной игры.

Как играть в шашки Чапаева - правила

В начале игры на шахматной доске шашки противоположных цветов (по 8 штук) расставляются в два горизонтальных ряда друг напротив друга, после чего игроки по очереди пытаются щелчком выбить чужие шашки, при этом оставляя свои в игре. Если игрок роняет свою шашку или не выбивает чужую, то ход передается противнику. Чаще всего правила таковы, что игрок, выбивший все чужие шашки, в следующем раунде передвигает свои на одну линию вперед.

В начале игры шашки могут расставляться в виде разнообразных групп и фигур, образовывая, таким образом, разные "виды войск".

Игра длится несколько раундов (от семи и выше). После шестого раунда ряды шашек становятся друг напротив друга. Проигравший после шестого раунда должен отступить на одну линию назад. Побеждает тот, кто выбьет вражеские шашки с последней линии.

Варианты правил игры

          

После выбивания "пехоты" (простых шашек) противником, находившимся на 7-й линии, проигравший играет другим "родом войск". Противник при этом начинает игру снова с 1й линии. Проигрывает всю игру тот, кто теряет все "рода войск" ("пехоту", "танки", в том числе "тяжелые", "артиллерию", "мотоциклистов", "конницу", "матросов").

          

Или наоборот - игрок, выигравший у противника одним "родом войск", переходит к следующему. При этом выигрывает тот, кто первым применит все "рода войск".

Противники бьют строго по очереди. При этом важно не столько стараться удержать на доске свои, сколько выбивать чужие шашки.

В ходе игры доску либо разрешается, либо не разрешается поворачивать ("земля вертится" или "земля не вертится"). Второй вариант более сложен, поскольку игрокам приходится делать ходы в неудобном для удара положении.

После того, как у одного из игроков выбивают на последней линии все шашки, игра не заканчивается, а вместо этого берется одна из шашек "в плен", и игра продолжается, пока не дойдут до последней оставшейся шашки. Это и есть "Чапаев".

Дополнительные приемы игры

В зависимости от вариаций правил, существует прием, именуемый "ножницами": если шашка оказывается между двумя шашками другого цвета, то разрешается в свой ход, зажимая пальцами две шашки, одновременным щелчком выбить шашку противника.

Еще один прием - "штыковая атака" (разрешается, если расстояние между двумя шашками разного цвета менее толщины шашки, поставленной на ребро) - удар тычком по своей шашке для выбивания шашки противника.

Специфические правила

Перевернувшаяся шашка считается "предателем" или "перебежчиком", и используется противником. Если шашка становится на ребро, оба игрока имеют право одновременно дуть на нее, пока она не ляжет плашмя или не слетит с доски.

Если шашка "зависла" на краю доски, то ее следует "проверить". Для этого щелчком большого пальца шашка подкидывается за "висящий" край в сторону доски. Если при падении шашка перевернулась, то ее считают предателем, если накрыла чужую шашку, то шашка противника "берется в плен", если же шашка встала "на ноги", то игрок продолжает использовать ее, как обычно.

В случае, когда два ряда шашек устанавливаются на соседних рядах доски, то игрок, делающий первый ход, имеет право потребовать установить шашки для "штыковой атаки" - то есть в непосредственное соприкосновение. Если противник не желает этого, он имеет право отойти на шаг назад.

В случае, если все шашки противника выбиты, но победитель не потерял ни одной своей шашки, он передвигается вперед сразу на два ряда; если при этом он действовал только одной шашкой, - на три ряда.

Игрок, припертый к последней линии, имеет право первого удара, "удара последней надежды", поскольку иначе умелый игрок может победить "в сухую", не дав сопернику вступить в игру. Это правило иногда ассоциируют с эпизодом из фильма "Чапаев", когда "белые" устраивают психологическую атаку.

Виды войск в игре шашки Чапаева

Пехота: восемь шашек ставятся по одной (как при обычной игре в шашки), в один ряд.

Матросы: восемь шашек ставятся по одной, перевернутыми.

Морская пехота: шашки ставятся перевернутыми через одну.

Танки: шашки ставятся ромбом по четыре, острым углом к противнику.

Тяжелые танки (тигры): три шашки ставятся треугольником стороной к противнику углом назад, одна сверху (башня).

Артиллерия: есть варианты с использованием 9 или 8 шашек. В первом случае шашки ставятся в три пирамидки-"орудия" (две шашки вплотную и третья на них посередине), во втором случае ставят две пирамидки "орудия" и справа от каждой по одному "командиру"-простой шашке "пехоты".

Мотоциклисты: шашка ставится вверх ногами в нее на ребро другая. Вся конструкция передвигается не щелчком, а скользящим движением пальца по "колесу", что весьма непросто. Если "мотоцикл" распадается, то шашки перемещаются как обычно, щелчками.

Конница: шашки ставятся на ближайшие к игроку 8 черных клеток.

Дзоты: шашки ставятся одна на другую в столбик по две через клетку

Башни: шашки ставятся одна на другую в столбик по три (два столбика по краям) и один в середине по две.

Крепость: представляет собой пирамидальную конструкцию - первый ряд составляют стоящие рядом четыре шашки, второй ряд ставится сверху первого между ними (три шашки), третий ряд сверху второго (две шашки), и еще одна шашка помещается на вершину конструкции. Таким образом, всего используется десять шашек. Это самый трудный вариант игры из-за того, поскольку опытный игрок может легко "вынести" шашки крепости "кучей".

 
Российское образов
Федеральный портал "Российское образование"

Архив записей

Поиск


Персональный сайт Цапова О. В. © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz